о конкурсе
мой мир 2006
мой мир 2007
мой мир 2008
я вижу мир
по авторам
 

Участники первого регионального очного смотра-конкурса "Я вижу мир", март 1993 год, Белорецкая компьютерная школа.

 

Учителя изобразительного искусства во время городского очного смотра-конкурса "Белорецку - 235 лет", март 1997 год, школа 17.

1998 год, школа 21.

Во время городского очного смотра-конкурса "Мы - художники иллюстраторы",

Работа членов жюри городского очного конкурса "И помнит мир спасенный", посвященный 60-летию Великой Победы.Февраль, 2005 год, школа 21.

Жюри конкурса во время работы

 

Методика организации очного конкурса рисунков.

На основе опыта работы учителей города Белорецка. 

История и развитие городского очного конкурса детского рисунка в городе Белорецке.

Идея организации очного конкурса рисунков в городе возникла 60 -70-е годы. Основателем первых таких конкурсов был известный в городе руководитель детской художественной студии Артур Янович Знот. Восстановили этот конкурс в начале 90-х годов по инициативе учителя изобразительного искусства компьютерной школы Балякина Виктора Николаевича, бывшего ученика А.Я. Знот. Он, при поддержке городского методического объединения учителей изобразительного искусства, детской художественной школы, республиканского комитета по делам молодежи, организовал первый региональный очный смотр-конкурс детского рисунка в 1993 году - «Я вижу мир». Конкурс стал ежегодным городским главным мероприятием в области развития детского художественного творчества. Это позволило через несколько лет поднять уровень преподавания изобразительного искусства в городе, во всех школах. В школах созданы художественные студии, организованы детские художественные галереи с постоянной экспозицией рисунков, накоплен богатый фонд детских рисунков.

Главная особенность данного конкурса заключается в том, что тема конкурса и инициатива его проведения исходит от учителей школы, а не спущена сверху. Это, несомненно, плодотворно сказывается на качестве подготовки и организации этого мероприятия, так как сами учителя определяют сроки, с учетом всех факторов, определяют сложность и объем детских работ и видов художественного творчества на каждом конкурсе. Условия проведения и объем конкурса постоянно меняются в зависимости от желания и возможностей учащихся, от степени их подготовленности, в зависимости от учебного плана и нагрузки. Все правила, требования и условия проведения конкурсов устанавливают учителя самостоятельно, принимая все решения коллегиально на заседаниях городского методического объединения.

Второе отличие от традиционных конкурсов заключается в том, что очный конкурс организуется на основе прямого участия ребенка в конкурсе в одно время и в одном месте. Тема конкурса и условия работы для всех одинаковы. Ученик на очном конкурсе выполняет свою работу самостоятельно, на глазах у своих сверстников из незнакомых ему коллективов, выполняя рисунок по своему заранее подготовленному эскизу. Вот где он может проявить свои творческие способности и обогатиться новыми впечатлениями, получить новый опыт совместной творческой работы (которая не всегда возможна в своей школе, этого не приобретешь и на уроках). Конечно, непосредственное участие учитель принимает во время подготовки эскиза. Главная цель учителя здесь заключается в предварительной подготовке ученика с учетом его индивидуальных особенностей, он должен предвидеть сложные моменты, которые подстерегают ребенка и сделать так, чтобы он был к этому как можно лучше подготовлен.

Третья особенность очного конкурса заключается в том, что участник наглядно видит и сравнивает свое творчество с работами учеников других школ, анализирует и может самостоятельно объективно оценить уровень работы отдельного автора. У них складывается свое мнение и оценка качества своих рисунков, он может самостоятельно определить над, чем и сколько нужно работать, чтобы на следующем конкурсе стать лучше, чем сегодня. Роль учителя заключается в корректировке его представлений, предоставив ему возможность и необходимые условия для совершенствования навыков и развития творческих устремлений для достижения личной цели, поддержать его инициативу и веру в свои силы.

Четвертая особенность очного конкурса заключается в открытости, доступности информации о результатах конкурса. Награждение победителей, как правило, проходит в присутствии всех участников конкурса, часто на фоне выставки лучших детских работ, где все могут увидеть и самостоятельно оценить уровень каждого рисунка и свой лично. После таких выставок ученик начинает лучше воспринимать информацию на занятиях, наглядно убеждается в верности или ошибочности своих представлений.

Победителей конкурсов узнают учащиеся и учителя других школ, популярность отдельных юных художников в городе растет от конкурса к конкурсу, за их творческой судьбой следят любители изобразительного искусства не только школ, но и средств массовой информации, работники городской художественной галереи, которых приглашают их, в последующем, к участию в городских выставках. Например: в городе прошли выставки с участием бывших конкурсантов Ксении Полетавкиной, Марины Семавиной, Евгении Бритнер, Алексея Теплякова, Анны Елдашевой, а К. Полетавкина и А. Тепляков работают в школах города.

 

 

Требования к проведению очного конкурса рисунков.

Учебный план школы должен предоставлять возможность учащимся изучать изобразительное искусство углубленно, например, организация дополнительных занятий после основного расписания, через студии. В гимназии № 14 города Белорецка работают студии рисунка (графики), живописи, лепки (керамика), для старших классов организованы профильные занятия по рисунку и живописи, компьютерной графики. В школе проводятся различные конкурсы и выставки. На протяжении всех лет обучения, учащиеся, проявившие наибольший интерес к изобразительной деятельности, находятся под пристальным наблюдением. Они систематически привлекаются к различным творческим работам, конкурсам, олимпиадам, выставкам. Это особенно важно для тех, кто не имеет возможности посещать дополнительные занятия или художественную школу. Для проведения школьных или городских очных конкурсов, школа должна иметь возможность создать оптимальные условия для их проведения. Это, во-первых, наличие свободных кабинетов или возможность их освободить на два дня, изменив распорядок работы всей школы. В школе должны быть созданы условия для организации выставок, которые в течение всего учебного года постоянно обновляются, по которым вся школа может наглядно наблюдать весь ход подготовки и результатов конкурса. Обычно в большинстве школ созданы в рекреациях галереи детского рисунка.

Методика организации очного конкурса:

Решение о проведении очного конкурса, тему рисунков, содержание, время и место проведения решается городским методическим объединением учителей изобразительного искусства, как правило, в начале учебного года, а иногда в конце четвертой четверти намечается конкурс на будущий год. При выборе темы, главное внимание обращается на крупные юбилейные даты, на объявленный год или собственные предпочтения, с целью развития того или иного вида творческой деятельности в школах города. Например, темы конкурсов:

1993-1994 гг. – «Я вижу мир».

1995 г . – «50-летие Победы».

1996 г .– «Я вижу мир».

1997 г . – «Белорецку 235 лет» и «Мой родной край» (Темы очного и заочного тура городского конкурса).

1998 г . – Иллюстрации по произведениям детских писателей «Мы художники-иллюстраторы». (Как подготовка к предстоящему году Пушкина).

1999 г . – «200-летие А.Пушкина».

2000 г . – «На рубеже веков» и « 55-летие Победы» (Темы заочного и очного тура конкурса).

2001 г . – «Мой родной край. Легенды и сказки родного края».

2002 г . – «Портрет» и «Мой мир» (Тема очного и заочного тура конкурса).

2003 г . – «Мы за спорт и здоровый образ жизни».

2004- 2005 г . - «60-летие Победы».

2005 – 2006 г . – «Мой мир» и «Мир космоса» (Темы заочного и очного тура конкурса компьютерной графики и рисунков). Компьютерная графика, сканографика и фотомонтаж.

2007 г. - Городской очный конкурс детского творчества, посвященный 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России и 245-летию города Белорецка.

2007г. - "Мой мир - 2007" (заочный городской конкурс компьютерной графики и анимации посвященный 450-летию добровольного вхождения башкортостана в состав России и 245-летия города Белорецка). Эпос "Урал Батыр" (очный городской конкурс компьютерной графики)

2008 г. - "Моя семья" (тема заочного и очного туров городского конкурса детского художественного творчества).

2008 г. - "Мой мир-2008". Третий городской конкурс компьютерной графики и анимации.

После выбора темы определяется школа, которая принимает городской конкурс, время и объем содержания конкурса. Содержание конкурсов меняется в зависимости от желания, возможностей и интересов детей. В первые годы конкурс проводился только по живописным композициям. В 1997 году по 2002 год добавились декоративные композиции, по которым итоги подводились отдельно. С 1998 года по сей день, открыта еще одна отдельная номинация – графика. В 1999 и 2000 годах были организованы отдельные очные конкурсы скульптуры и декоративной росписи по керамике, проведенные в стенах гимназии 14. Эта тема получило развитие -с 2004 года, номинация скульптура становиться постоянной в городском конкурсе. С 2006 года - определили содержание городского конкурса - компьютерная графика, сканографика и фотомонтаж, а с 2007 года анимация и мультимедиа, в этом году - конкурс фотографий. Включая тот или иной вид, номинацию, учителя города ориентируются на степень подготовленности школ и желание открытия новых форм работы в школах, поднять престиж и уровень детского творчества. Тематика, и содержание очных конкурсов постоянно находится в развитии. Это продиктовано тем, что как в любом творческом процессе не может быть застоя, так и в очных конкурсах. Новшеством последних лет является включение лепки как одного из видов конкурса. Таким же новым явлением было ограничение темы конкурса, темой «Портрет». Или организация для районных школ, которые не могут обеспечить подвоз детей на конкурс в течение двух дней, заочного тура или участие в конкурсе только в один день.

Вторым этапом подготовки является разработка и принятие положения о проведении очного конкурса. Положение разрабатывает и выносит на обсуждение на следующем заседании методического объединения, школа на которое возложена обязанность проведения конкурса. В положении указываются цели конкурса, организаторы и спонсоры. В положении утверждаются возрастные категории, по которым будут определяться победители. Как правило, это три основные возрастные группы: младшая – от 6 по 9 лет, средняя – от 10 по 12 лет и старшая – от 13 по 17 лет. В отдельные годы в городских очных конкурсах принимали участие студенты средних специальных учебных заведений, колледжей и лицеев, они определялись в отдельную группу, как учащиеся молодежь – от 17 по 21 год. В положении определяются виды и номинации конкурса, форма подведения итогов и награждение.

Очный конкурс проводится в течение двух дней. В первый день – открытие, и конкурс в течении 3 часов, для старшей группы – 4 часа. Так же и во второй день, который завершается работой жюри, который подводит итоги. Награждение проводиться отдельно в специально назначенное время, после подготовки наград, дипломов и отчетной выставки. Во время конкурса учителя проводят организационные и методические совещания по отдельному плану. За порядком и ходом конкурса следят дежурные учителя или иные педагогические работники, освобожденные на данное время от других занятий. По условиям очного конкурса, участники должны выполнять работу самостоятельно без помощи посторонних, в том числе педагогов. Посещение кабинетов педагогами, где проводиться конкурс не допускается. Всю организационную работу проводят независимые представители отдела образования или приглашенные из других учреждений. Во время конкурса в перерывах (переменах), разрешается учащимся просматривать работы своих сверстников и других групп, общение, обмен мнениями и т.п.

 

 

Способы обсуждения и подведения итогов конкурса.

Для независимого и анонимного рассмотрения, обсуждения и подведения итогов, детские работы шифруются, получают специальные номера, которые закрепляются на рисунках. Эти номера заносятся в протокол для последующей расшифровки. По завершению работы рисунки раскладываются по возрастным группам и номинациям. Члены жюри рассматривают работы и заносят в специальный протокол баллы. Работы оцениваются по десятибалльной системе: высшая оценка – 10 и по убыванию до 1 балла, по рейтингу. Работа жюри проходит без гласного обсуждения, самостоятельно оценивают рисунки с учетом критериев выработанных в коллективном обсуждении перед своей работой.

Критерии оценки конкурсных рисунков .

Пройдя сложный путь проб, ошибок, споров, учителями города были определены критерии оценки конкурсных рисунков. Главный принцип, которому следуют учителя – это учет возрастных особенностей художественного развития ребенка, особенностей восприятия действительности на каждом этапе, изменений в эмоциональной сфере, и других категорий связанных с возрастными изменениями. Критерии оценки рисунков вырабатываются коллективно и принимаются путем голосования.

С учетом этого, строится система оценки образной выразительности художественного творчества ребенка:

в младшей группе особое внимание обращается на эмоциональность, настроение, искренность и непосредственность;

в средней группе учитывается умение использовать особенности цветовой выразительности, композиционные приемы, и осознанное их применение;

в старшей группе оценивается умение построения композиции, применение технических приемов, для создания выразительного образа.

Оценка техники исполнения рисунков, также отличается по возрастам – в младшем и среднем возрастах от степени освоенности, а в старшем в большей мере от степени сложности исполнения, грамотности и гармоничного сочетания с образной выразительностью.

Композиция рисунка , его сложность, ясность, лаконичность, оригинальность рассматривается с точки зрения непрофессионального, а скорее «наивного» взгляда, более свойственное детскому восприятию.

Технология организации работы жюри конкурса .

После заполнения членами жюри своих протоколов, к работе приступает счетная комиссия из числа учителей. Все результаты заносятся в сводную ведомость, подсчитываются баллы, суммируются и определяются победители по наибольшему количеству баллов. Затем по шифру определяются конкретные фамилии участников городского конкурса. Работы детей раскладываются по полученным результатам для окончательного решения спорных вопросов. Это необходимо в том случае если есть одинаковое количество баллов в одной группе. В таких случаях решение принимается путем прямого голосования.

Награждение обычно происходит в той школе, где проводился конкурс, на фоне оформленной отчетной выставки по итогам конкурса. Такие выставки стали основным источником создания детской школьной галереи рисунков во многих школах города. По положению о городских очных конкурсах, все конкурсные работы входят в городскую детскую галерею и должны храниться в школах, из них оформляются постоянно действующие и передвижные выставки. Обеспечить сохранность и условия для дальнейшего содержания возлагается на школу и учителей изобразительного искусства.

Традиционно на все городские, а иногда и на школьные очные конкурсы приглашаются корреспонденты газеты «Белорецкий рабочий» и «Урал», местное телевидение. В этих изданиях постоянно выходят статьи и заметки о ходе конкурса, сообщается информация о победителях.

Основные принципы и методы организации очного конкурса детского художественного творчества:

тема конкурса и инициатива его проведения исходит от самих учителей;

условия и объем конкурса меняются в зависимости от возможностей учащихся, от степени их подготовленности, учебного плана и нагрузки;

прямое участие ребенка в конкурсе;

участник конкурса выполняет работу по своему заранее подготовленному эскизу;

открытости, доступности информации о результатах конкурса;

правила, требования и условия проведения конкурсов устанавливают учителя, принимая все решения коллегиально на заседаниях городского методического объединения учителей изобразительного искусства;

учебный план школы должен предоставлять возможность учащимся изучать изобразительное искусство углубленно через организацию дополнительных занятий, консультаций, через художественные студии;

созданы условия для организации выставок, которые обновляются после каждого конкурса;

создание системы работы по выявлению, наблюдению и развитию одаренных детей, оказание необходимой поддержки, руководства и педагогического сопровождения;

знания индивидуальных особенностей каждого ученика;

разработка и гласное принятие положения о проведении очного конкурса;

очный конкурс проводится в течение двух дней;

работа жюри проходит без гласного обсуждения с учетом критериев выработанных в коллективном обсуждении перед подведением итогов конкурса;

критерии оценки рисунков вырабатываются коллективно и принимаются путем голосования.

Хаблетдинов Рашит С - учитель изобразительнго искусства гимназии 14, Тимербулатова (Хаблетдинова) Альбина Р - выпускник художественно-графического факультета БГПУ.

наверх

 
 

на главную страницу

 
Белорецк гимназия14 городской конкурс компьютерной графики "Мой мир"  
Hosted by uCoz