Способы обсуждения и подведения итогов конкурса.
Для независимого и анонимного рассмотрения, обсуждения и подведения итогов, детские работы шифруются, получают специальные номера, которые закрепляются на рисунках. Эти номера заносятся в протокол для последующей расшифровки. По завершению работы рисунки раскладываются по возрастным группам и номинациям. Члены жюри рассматривают работы и заносят в специальный протокол баллы. Работы оцениваются по десятибалльной системе: высшая оценка – 10 и по убыванию до 1 балла, по рейтингу. Работа жюри проходит без гласного обсуждения, самостоятельно оценивают рисунки с учетом критериев выработанных в коллективном обсуждении перед своей работой.
Критерии оценки конкурсных рисунков .
Пройдя сложный путь проб, ошибок, споров, учителями города были определены критерии оценки конкурсных рисунков. Главный принцип, которому следуют учителя – это учет возрастных особенностей художественного развития ребенка, особенностей восприятия действительности на каждом этапе, изменений в эмоциональной сфере, и других категорий связанных с возрастными изменениями. Критерии оценки рисунков вырабатываются коллективно и принимаются путем голосования.
С учетом этого, строится система оценки образной выразительности художественного творчества ребенка:
в младшей группе особое внимание обращается на эмоциональность, настроение, искренность и непосредственность;
в средней группе учитывается умение использовать особенности цветовой выразительности, композиционные приемы, и осознанное их применение;
в старшей группе оценивается умение построения композиции, применение технических приемов, для создания выразительного образа.
Оценка техники исполнения рисунков, также отличается по возрастам – в младшем и среднем возрастах от степени освоенности, а в старшем в большей мере от степени сложности исполнения, грамотности и гармоничного сочетания с образной выразительностью.
Композиция рисунка , его сложность, ясность, лаконичность, оригинальность рассматривается с точки зрения непрофессионального, а скорее «наивного» взгляда, более свойственное детскому восприятию.
Технология организации работы жюри конкурса .
После заполнения членами жюри своих протоколов, к работе приступает счетная комиссия из числа учителей. Все результаты заносятся в сводную ведомость, подсчитываются баллы, суммируются и определяются победители по наибольшему количеству баллов. Затем по шифру определяются конкретные фамилии участников городского конкурса. Работы детей раскладываются по полученным результатам для окончательного решения спорных вопросов. Это необходимо в том случае если есть одинаковое количество баллов в одной группе. В таких случаях решение принимается путем прямого голосования.
Награждение обычно происходит в той школе, где проводился конкурс, на фоне оформленной отчетной выставки по итогам конкурса. Такие выставки стали основным источником создания детской школьной галереи рисунков во многих школах города. По положению о городских очных конкурсах, все конкурсные работы входят в городскую детскую галерею и должны храниться в школах, из них оформляются постоянно действующие и передвижные выставки. Обеспечить сохранность и условия для дальнейшего содержания возлагается на школу и учителей изобразительного искусства.
Традиционно на все городские, а иногда и на школьные очные конкурсы приглашаются корреспонденты газеты «Белорецкий рабочий» и «Урал», местное телевидение. В этих изданиях постоянно выходят статьи и заметки о ходе конкурса, сообщается информация о победителях.
Основные принципы и методы организации очного конкурса детского художественного творчества:
тема конкурса и инициатива его проведения исходит от самих учителей;
условия и объем конкурса меняются в зависимости от возможностей учащихся, от степени их подготовленности, учебного плана и нагрузки;
прямое участие ребенка в конкурсе;
участник конкурса выполняет работу по своему заранее подготовленному эскизу;
открытости, доступности информации о результатах конкурса;
правила, требования и условия проведения конкурсов устанавливают учителя, принимая все решения коллегиально на заседаниях городского методического объединения учителей изобразительного искусства;
учебный план школы должен предоставлять возможность учащимся изучать изобразительное искусство углубленно через организацию дополнительных занятий, консультаций, через художественные студии;
созданы условия для организации выставок, которые обновляются после каждого конкурса;
создание системы работы по выявлению, наблюдению и развитию одаренных детей, оказание необходимой поддержки, руководства и педагогического сопровождения;
знания индивидуальных особенностей каждого ученика;
разработка и гласное принятие положения о проведении очного конкурса;
очный конкурс проводится в течение двух дней;
работа жюри проходит без гласного обсуждения с учетом критериев выработанных в коллективном обсуждении перед подведением итогов конкурса;
критерии оценки рисунков вырабатываются коллективно и принимаются
путем голосования.
Хаблетдинов Рашит С - учитель изобразительнго искусства
гимназии 14, Тимербулатова (Хаблетдинова) Альбина Р - выпускник художественно-графического
факультета БГПУ.